О том, что существовали лётчики-космонавты, погибшие на испытаниях при попытке полётов человека в космос мне довелось узнать не по интернету и не во время "гласности", а гораздо раньше - на школьном уроке истории в застойном 1981 году. Тогда наша учительница истории, ортодоксальная коммунистка, вдруг "к слову" проговорилась, что до Гагарина вернувшегося из космоса живым, было несколько (она упоминала трёх) лётчиков-космонавтов, погибших на испытаниях. Наша учительница истории оказалась лично знакомой с родственниками одного из погибших. Так что первый раз для меня эта информация прозвучала из коммунистических уст в настоящей советской стране.
(Прим. составителя)
Далее приведены сведения, которые можно найти в интернете на данный момент.
Казалось бы, о Юрии Алексеевиче Гагарине, Гражданине Вселенной, уже рассказано все. Однако многие факты из его непродолжительной, но яркой жизни по-прежнему остаются в тени истории
Автором скафандра, в котором Юрий Алексеевич отправился на орбиту, была… игуменья Серафима. Правда, монахиней, а впоследствии и настоятельницей Новодевичьего монастыря, Варвара Васильевна Черная (мирское имя этой удивительной женщины) стала в 1994 году, после завершения своей научной карьеры.
В конце 40-х годов о Черной писали как о женщине-герое, возглавлявшей во время войны сразу несколько эвакуированных предприятий. Невероятно, но факт, возвеличивая трудовой подвиг Варвары Васильевны, тогдашняя пресса не афишировала, что она – внучка расстрелянного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова).
В ноябре 1937 года святитель Серафим был арестован сотрудниками НКВД. Прикованного к постели восьмидесятидвухлетнего старца доставили в Таганскую тюрьму на машине 'скорой помощи'. Во время допросов владыка Серафим осудил новых гонителей Церкви и не признал ни одного из навязываемых ему обвинений.
11 декабря 1937 года митрополит Серафим был расстрелян в деревне Бутово, на полигоне КГБ, который стал безымянным кладбищем многих тысяч жертв коммунистического террора. После многолетних поисков Варваре Васильевне удалось обнаружить место захоронения своего деда и получить необходимые документы для реабилитации митрополита Серафима.
Будучи потомком древнего дворянского рода (которому принадлежит и знаменитый адмирал Чичагов), Варвара Васильевна не была репрессирована. Напротив – стала гордостью советской науки. Ей доверили работу по созданию скафандра для космонавтов. После того как полет завершился благополучно, на ученого обрушились все существующие земные блага.
Но! Вдруг Варвара Васильевна, презрев многочисленные почетные должности, ушла торговать церковными принадлежностями в храме Пророка Илии в Обыденском переулке. Видя своего научного руководителя за свечным ящиком, бывшие сослуживцы недоумевали…
В канун 2000 года игуменьи Серафимы не стало. Проститься с ней пришли все члены первого отряда космонавтов, включая ученых, трудившихся над созданием первых советских космических аппаратов. В тот день у ее гроба был весь свет российской науки, высшее духовенство и обычные 'земные' люди…
Правящей верхушкой СССР советская космонавтика всегда рассматривалось как своего рода парадная витрина, символ. Именно она была призвана настойчиво, наглядно и убедительно демонстрировать всему миру успехи Советского Союза в покорении космоса. Однако истинный героизм и самоотверженность одних соседствовали с авантюризмом и гнусным политиканством других, сидящих в кремлевских кабинетах. И воспоминания известнейшего специалиста в области космического кораблестроения академика В. Мишина – лучшее тому подтверждение: '... Хрущев позвонил С. П. Королеву и приказал запустить троих космонавтов сразу. Но разместить экипаж из трех человек, да еще в скафандрах, в кабине 'Восхода' было невозможно. Значит – долой скафандры! И космонавты летали без них... Нельзя было сделать и три люка для катапультирования. Значит – долой катапульты. Идея лететь в космос без скафандров и катапульт принадлежит Феоктистову. Он сам и полетел для психологической поддержки Комарова и Егорова. Получалось так, что трехместный корабль вроде бы и был, но в то же время его и не было. На самом деле это был цирковой номер! На Западе даже в голову никому не могло прийти, что мы отправили экипаж на орбиту без соответствующих средств спасения...' Подобным примерам несть числа. Вернувшись из полета живыми, что удавалось далеко не всем, космонавты не имели возможности поделиться пережитым и увиденным в полной мере даже со своими домашними и друзьями, поскольку очень хорошо знали, что все обстоит совсем не так великолепно, как о том на весь мир вещают официозные глашатаи.
Знали, в частности, и о том, что первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин был на самом деле далеко не первым! Сколько же космонавтов погибло до знаменитого полета Гагарина? В 1957 году, во время запуска экспериментального орбитального аппарата с испытательного ракетного полигона 'Капустин Яр' в Астраханской области погиб летчик Ледовских. Другой пилот – Шаборин – погиб в 1958 году при аналогичных обстоятельствах. Третья попытка отправить человека на орбиту была предпринята в 1959 году. На этот раз оборвалась жизнь летчика Миткова.
Полностью подтвердив эти факты, бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко добавил, что эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах – то есть они должны были не совершать целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки… Еще одна трагедия произошла в мае 1960 года. Капсула с космонавтом, имя и фамилия которого пока так и остались неизвестными, по непонятным причинам изменила направление полета и ушла в космическую бездну...
В сентябре того же года при взрыве ракеты-носителя погиб космонавт Петр Долгов. Трагедия разыгралась прямо на стартовой площадке из-за отказа главной ступени. 4 февраля 1961 года некий загадочный советский спутник довольно длительное время транслировал по одному из телеметрических каналов... человеческое сердцебиение, которое через некоторое время изменило свой ритм и частоту, а затем вообще перестало прослушиваться. В связи с этим, согласно некоторым просочившимся сведениям, назывались даже фамилии тех, кто мог находиться в этом спутнике, – Грачев, Качур, Лобов... Кто-то из них и был там, внутри... Еще один случай датируется апрелем 1961 года. Речь идет о летчике Владимире Ильюшине. Космический корабль, на котором он летел, сделал три витка вокруг Земли, но потерпел аварию при возвращении. В свое время исследователь В. Лесников подтвердил тот факт, что в отряде космонавтов находился летчик, причем достаточно известный, имя и фамилия которого были Владимир Ильюшин. Но вот погиб он якобы за месяц до старта Гагарина – в автомобильной катастрофе...
Имеются достаточно достоверные данные о том, что 14 октября 1961 года в СССР был осуществлен секретный групповой полет, который закончился трагически – неправильно сработала система ориентации, и корабль ушел в пространство... А в ноябре 1962 года радиолюбители из Италии поймали сигналы гибнущего корабля. Как полагают, это последнее, что успел передать на Землю космонавт Белоконь...
Тайну смерти Гагарина 'вероятно, мы не узнаем никогда'. Такое мнение высказал бывший координатор групп по расследованию причин гибели космонавта, полковник в отставке, бывший начальник Управления по безопасности полетов ВВС Иван Рубцов.
…30 марта 1968 года летчикистребитель первого класса Гагарин собирался поехать к родителям на празднование дня рождения своего отца. Поездка не состоялась: именно в этот день полковника Гагарина и его командира полковника Серегина хоронили на Красной площади. 27 марта их учебно-тренировочный истребитель ('спарка') МИГ15 врезался в землю неподалеку от села Новоселово Владимирской области...
Очевидцы вспоминали, что этот день с самого начала не сулил Юрию Алексеевичу ничего хорошего. На аэродром он поехал не на машине с личным шофером, а на автобусе. Едва тронулись, Гагарин попросил остановиться: забыл пропуск. Сослуживцы зашумели: зачем пропуск, тебя же весь мир знает! Но Гагарин сказал, что не хочет ставить дежурного по КПП в неловкое положение, и все-таки вернулся...
О другой примете рассказал писатель Юрий Нагибин. 'В столовой, где питались космонавты, официантка Настя забыла отдать Гагарину талон на обед. Она догнала его, когда он уже пошел к самолету:
– Юрий Алексеевич, вы талон на обед забыли!
Космонавт взял голубой билетик, на котором было написано 'Гагарин Ю. А'
– Ну а обед хоть стоящий? Беляши будут? Мы быстро обернемся. Только уговор – двойная порция! – сказал Гагарин.
– Будет сделано, товарищ полковник!
Насте почему-то стало грустно. Потом на месте катастрофы в разорванной куртке Гагарина найдут этот талон.
Приняв доклад техника, космонавт сел в кабину, проверил замки, связь, пристегнул ремни, подключил к аппарату кислородную маску… Его инструктор и командир полка Владимир Сергеевич Серегин задерживался. После выяснения отношений по телефону с большим начальством, он появился перед самым вылетом и далеко не в лучшем расположении духа…
'Спарка' с бортовым номером 625 взлетела в 10 часов 19 минут. Пилотам предстояло выполнить несколько упражнений: выводы с боевым разворотом и бочки, витки малой спирали, виражи, пикирование. В 10.25 Гагарин доложил, что к выполнению задания готов, на это ему потребовалось бы минут 20. Но уже через пять минут последовал доклад: задание выполнено.
На земле такой спешке не удивились: в кабине находился командир полка, он имел право вносить любые коррективы, не запрашивая разрешения земли...
Затем связь с 625м пропала. Руководитель полетов приказал всем бортам, находящимся в небе, связаться с Гагариным и Серегиным. Подняли в воздух несколько вертолетов и транспортный ИЛ14. Кто-то из них доложил: 'Южнее поселка – дым и пожар'...
Позже было установлено, что стрелки гагаринских наручных часов замерли ровно на половине одиннадцатого. От последней связи с землей до катастрофы прошло меньше минуты. МИГ не был оборудован 'черным ящиком', поэтому тайна этих нескольких секунд не разгадана до сих пор…
Комиссию по расследованию возглавили член политбюро Дмитрий Устинов и заместитель главкома ВВС генерал-полковник Кутахов. Привлекли всех – от спецов по авиапроисшествиям до орнитологов. 600 человек по сантиметру прочесывали территорию в районе катастрофы. Когда сошел снег, батальон солдат еще несколько раз проверял местность, заглядывая под каждую былинку.
…В ходе любого расследования количество версий должно сводиться к минимуму. В истории этой катастрофы все наоборот – с каждым годом их становилось все больше. Но все они сходятся в одном: в свой последний полет Гагарин и Серегин отправились на абсолютно исправной машине.
Бытовало мнение, что самолет погиб от столкновения с инородным телом – метеозондом, птицей, другим самолетом. Действительно, когда пилоты взлетели, в небе находились и другие машины, однако понятно, что при настоящем столкновении была бы не одна катастрофа, а две...
Отрабатывалась версия попадания МИГа в след летящего впереди истребителя, но практика показывала, что в подобных случаях вход в штопор ни разу не отмечался, поскольку 'пребывание в следе кратковременно, а при выходе из следа его влияние на самолет практически прекращается'.
Орнитологи сразу отмели 'птичью' версию, хотя неподалеку от места падения нашли мертвую сойку. Но эта птичка выше 100 метров не поднимается, а падение 625го началось с высоты примерно трех с половиной километров.
Все дискуссии об инородном теле прекратились, когда собранные за несколько месяцев железные и стеклянные частички наклеили на деревянный макет МИГа и убедились, что самолет столкнулся с землей, не получив повреждений в воздухе.
Высказывались предположения, что в тренировочных целях Гагарин и Серегин несанкционированно вошли в штопор. Но эта версия отпала сразу после осмотра места катастрофы. При штопоре самолет должен был бы воткнуться в землю, а характер воронки и расположение обломков указывали на то, что пилоты пытались перевести машину в горизонтальный полет.
И наконец в крови Гагарина и Серегина эксперты не обнаружили адреналина. По магнитофонной записи последнего доклада Гагарина врачи установили, что за неполную минуту до гибели Юрий Алексеевич был спокоен, дышал ровно. В его останках обнаружено много кислорода, а это значило, что пилот был абсолютно здоров. Кажется, что Гагарин даже не успел подумать о смерти...
По мнению Ивана Рубцова, причина гибели Гагарина весьма прозаична. После эпохального полета, вместо того, чтобы утвердиться в небе, космонавт оказался на 'школьной скамье' – в кресле учебного МИГа.
В апреле 1961 года он в одночасье стал кумиром, идолом, богом. Его, как чудо света, возили по всему миру. Но за всей этой эйфорией вызревала трагедия: Гагарин перестал летать. Целых два года после 1961го он не садился за штурвал самолета, после – лишь изредка. Летчикиспытатель Саратовского авиазавода Владимир Серов признался: 'Я, например, сейчас могу взять отпуск на полгода. Но я не беру. Почему? Даже после месячного отпуска я вхожу в летный режим около трех месяцев'. Наверное, нетрудно понять, что два года – это почти полная дисквалификация. Кроме как в 'спарке', Гагарина летать не допускали.
Срыв произошел 15 ноября 1967 года. Американцы, снимавшие фильм 'Советы в космосе', очень удивились тому, что асГагарин летает в учебном самолете, и полезли с расспросами. Тут, может быть, впервые в жизни, Гагарин поступил невежливо – молча раздвинул руками толпу, сел в машину и уехал. На следующий день обратился к начальнику генералу Кузнецову: 'Товарищ командир, прошу возбудить официальное ходатайство перед командованием, чтобы прекратили мои бесчисленные поездки по стране и за границу. Прошу планировать меня на полеты вместе со всеми. А подлетывать от случая к случаю не хочу. Не намерен больше позориться!'
Начали срочно 'принимать меры'. За две недели марта 1968 года Гагарин налетал семь часов – для этого срока вполне достаточно. Но катастрофически мало для того, чтобы в нештатной ситуации суметь за долю секунды принять единственно правильное решение...
Высочайшая комиссия не обнародовала результаты расследования: их попросту не было. Поиск истины продолжается до сих пор, хотя надеяться на какуюто определенность очень трудно, почти невозможно. Пожалуй, самым надежным объяснением являются слова Германа Титова: 'Разбиваются в достаточно простых условиях и самые высокие профессионалы. Летать – всегда дело опасное'.
Текст взят с сайта emigration.russie.ru
Юрий Гагарин, официально считающийся первым космонавтом Земли, не был первым. До его полета при попытке покорить космос погибли три советских летчика, сообщил в интервью "Интерфаксу" бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко.
По словам Руденко, в 1957, 1958 и в 1959 годах с космодрома "Капустин Яр" в Астраханской области были запущены космические корабли, пилотируемые летчиками Ледовских, Шабориным и Митковым. Все эти летчики погибли, и их фамилии никогда официально не упоминались, утверждает Руденко.
По сведениям Руденко, эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах - то есть они должны были не совершить целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки.
"По-видимому, после серии трагических запусков руководство проекта полета человека в космос решило кардинально изменить программу и более серьезно подойти к вопросу подготовки пилотов - создать отряд космонавтов", - заключил Руденко. www.ntv.ru
Полет в космос Юрия Гагарина, как выясняется, сопровождался происшествиями, которые долгое время были засекречены и составляли государственную тайну. 12 апреля 1961 года полковник Николай Мартемьянов обеспечивал связь с первым космонавтом. Никогда после этого он не давал интервью, однако сегодня, в честь Дня космонавтики, согласился рассказать НТВ неизвестные ранее подробности полета Гагарина.
По словам Мартемьянова, подготовка к первому полету была авральной. Гагарина посадили в кабину космического корабля за 2 часа до старта и тут начались неприятности. Выяснилось, что не закрылся входной люк. Затем Гагарин забыл переключить тумблер и пропал из эфира. Мартемьянову удалось сделать невозможное - с помощью небольшой радиостанции он наладил трансляцию. До полета оставалось еще достаточно времени, и генеральный конструктор Сергей Королев попросил включить скучающему космонавту музыку. Теперь точно известно, что перед полетом Гагарин слушал песни Булата Окуджавы.
И вот начинается стартовый отсчет. Гагарин говорит свое знаменитое: "Поехали!". Примитивная антенна, сделанная из армейского прожектора, исправно передает сигналы в космос. Связисты же готовят акцию прикрытия. Если ракета взорвется, они должны сбить с толку американских разведчиков. "Нашей обязанностью было продолжать счет, - рассказывает Николай Мартемьянов. - "30 минут - полет нормальный" и т.д. Даже если б ракета уже на земле догорала".
Космического телевидения в те времена еще не было. Руководители полета слышали Гагарина, но не видели его. За время нахождения Юрия Гагарина в космосе было записано 40 км магнитной пленки. Катушки опечатали и под грифом "совершенно секретно" передали на вечное хранение.
Текст взят с сайта taina.aib.ru
Одним из первых с инициативой восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя выступил в 1964 году первый космонавт Земли Юрий Гагарин, сообщил "Интерфаксу" близкий товарищ Гагарина, полковник запаса ВВС Валентин Петров.
По его словам, с таким предложением Гагарин выступил после их совместной поездки в Троице-Сергиеву лавру и посещения там Церковно-археологического кабинета. "Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: "Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!" - рассказал полковник.
Вскоре после этого, продолжил он, Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи, открыто предложил восстановить храм. "Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Поскольку храм Христа Спасителя - это памятник воинской славы, то люди, которые идут защищать Родину, должны это знать", - отметил Петров.
По его словам, реакция на предложение первого космонавта была "потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли".
Текст взят с сайта www.rol.ru